Сплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой среде
Педагог-психолог Е.А.Леонова приняла участие с разработанным ею проектом в пополнении банка лучших практик и проектов в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2021г. Проект будет размещен на портале Правительства Красноярского края в разделе краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Проект «Сплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой среде».
Автор проекта:
педагог-психолог СМТТ
Е.А.Леонова
1. Территория
г. Сосновоборск
2. Полное наименование организации
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сосновоборский механико-технологический техникум»
3. Наименование практики:
Проект «Сплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой среде».
4. Описание практики:
4.1 Проблемы, цель, задачи, на решение которых направлена практика
Проблемы: редкая посещаемость отдельными студентами учебных занятий; широкое распространение в молодежной среде психоактивных веществ; участившиеся случаи терроризма в учебных заведениях страны; риск суицидальных попыток, поощряемых в соцсетях.
Цель: Формирование единого профилактического пространства в техникуме через создание благоприятной привлекательной для студентов среды.
Задачи:
1. Проведение педагогом-психологом ежегодно в сентябре-октябре тренингов на сплочение коллектива первокурсников.
2. Применение преподавателями 1 курса психологических техник сплочения студенческой группы во время учебного процесса.
3. Проектирование деятельности кураторов по сплочению группы.
4. Применение техник, способствующих сплочению первокурсников в обще техникумовских мероприятиях.
4.2 Основная суть, идея практики
Профилактика агрессивного, суицидального поведения, употребления психоактивных веществ через создание в техникуме благоприятной привлекательной для студентов среды – атмосферы доверия, психологической безопасности через сплочение студенческих групп как во время учебных занятий, так и во внеурочной деятельности.
4.3 Описание технологий, методов, форм, способов и т.д. реализации практики
Проект реализуется через следующие мероприятия.
В начале каждого учебного года педагог-психолог проводит с каждой группой 1 курса тренинги на сплочение коллектива по разработанным ею сценариям. Опыт показал необходимость трех вариантов сценария с учетом гендерного фактора – для мужских групп, для женских и для смешанных по полу.
Преподаватели 1 курса практикуют сплочение первокурсников во время учебного процесса. Для этого педагогом-психологом в 2016 и 2017 г.г. были проведены мастер-классы для преподавателей «Психологические техники сплочения студенческой группы во время урока». Во время мастер-классов были продемонстрированы различные варианты психотехник, которые можно использовать во время преподавания разных учебных дисциплин. Применение преподавателями 1 курса изученных техник также способствует созданию атмосферы доверия и психологической безопасности в студенческих группах.
Кураторы работают на сплочение группы во внеурочной деятельности – проводят чаепития, походы, поездки, классные часы и другие мероприятия.
В 2018 г. проведен педсовет «Профилактика негативных проявлений среди студентов СМТТ», целью которого явилось формирование единого профилактического пространства в образовательной среде техникума путем объединения усилий всех участников образовательного процесса. Задачи – выявление причин, запускающих отклоняющееся поведение; создание модели профилактики негативных проявлений в молодежной среде техникума на уровне общей и первичной профилактики; мотивация педагогического коллектива на реализацию модели профилактики, осознание роли и ответственности каждого в профилактической работе.
В 2019 г. педагогом-психологом проведен семинар-практикум «Проектирование деятельности куратора по профилактике негативных проявлений среди студентов». В результате часть кураторов разработали и внедряют в своей воспитательной деятельности проекты по сплочению своей группы. Педагогом-психологом осуществляется психологическое сопровождение разработки и реализации этих проектов. Например, «Развитие умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать поддержку в группе 134-ТО-21», «Сплочение группы 141-КЭП-19».
Во внеурочной деятельности техникума используются техники, также способствующие сплочению первокурсников. Так во время проведения дней здоровья в соревнованиях между группами используются задания, способствующие сплочению групп.
4.4 Ожидаемые результаты практики
- Положительный эмоциональный фон во время учебного процесса;
- умение работать в команде;
- повышение учебной мотивации;
- снижение количества пропусков занятий без уважительной причины;
- сохранение психологического здоровья студентов и преподавателей;
- снижение риска суицидального и агрессивного поведения студентов, риска употребления ими психоактивных веществ.
4.5 С какими проблемами пришлось столкнуться при реализации практики?
Отсутствие специального оборудованного кабинета для проведения тренингов из-за дефицита учебных кабинетов в техникуме.