Сплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой среде

27 декабря 2021 г.
Сплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой средеСплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой средеСплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой средеСплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой средеСплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой средеСплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой средеСплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой средеСплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой средеСплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой среде

Педагог-психолог Е.А.Леонова приняла участие с разработанным ею проектом в пополнении банка лучших практик и проектов в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 2021г. Проект будет размещен на портале Правительства Красноярского края в разделе краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Проект «Сплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой среде».

Автор проекта:

педагог-психолог СМТТ

Е.А.Леонова

1. Территория

г. Сосновоборск

2. Полное наименование организации

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сосновоборский механико-технологический техникум»

3. Наименование практики:

Проект «Сплочение коллектива первокурсников как фактор целенаправленного формирования организационной культуры в студенческой среде».

4. Описание практики:

4.1 Проблемы, цель, задачи, на решение которых направлена практика

Проблемы: редкая посещаемость отдельными  студентами учебных занятий; широкое распространение в молодежной среде психоактивных веществ; участившиеся случаи терроризма в учебных заведениях страны; риск суицидальных попыток, поощряемых в соцсетях.

Цель:  Формирование единого профилактического пространства в техникуме через создание благоприятной привлекательной для студентов среды.

Задачи:

1. Проведение педагогом-психологом ежегодно в сентябре-октябре тренингов на сплочение коллектива первокурсников.

2. Применение преподавателями 1 курса психологических техник сплочения студенческой группы во время учебного процесса.

3. Проектирование деятельности кураторов по сплочению группы.

4. Применение  техник,  способствующих сплочению первокурсников в обще техникумовских мероприятиях.

4.2  Основная суть, идея практики

Профилактика агрессивного, суицидального поведения, употребления психоактивных веществ через создание в техникуме благоприятной привлекательной для студентов среды  – атмосферы доверия, психологической безопасности  через сплочение студенческих групп как во время учебных занятий, так и во внеурочной деятельности.

4.3  Описание технологий, методов, форм, способов и т.д. реализации практики

Проект реализуется через следующие мероприятия.

В начале каждого учебного года педагог-психолог проводит с каждой группой 1 курса тренинги на сплочение коллектива по разработанным ею сценариям. Опыт показал необходимость трех вариантов сценария с учетом гендерного фактора – для мужских групп, для женских и для смешанных по полу.

Преподаватели 1 курса практикуют сплочение первокурсников во время учебного процесса. Для этого педагогом-психологом в 2016 и 2017 г.г. были проведены мастер-классы для преподавателей «Психологические техники сплочения студенческой группы во время урока». Во время мастер-классов были продемонстрированы различные варианты психотехник, которые можно использовать во время преподавания разных учебных дисциплин. Применение преподавателями 1 курса изученных техник  также  способствует  созданию атмосферы доверия и психологической безопасности в студенческих группах.

Кураторы работают на сплочение группы во внеурочной деятельности – проводят чаепития, походы, поездки, классные часы и другие мероприятия.

В 2018 г. проведен педсовет «Профилактика негативных проявлений среди студентов СМТТ», целью которого явилось формирование единого профилактического пространства в образовательной среде техникума путем объединения усилий всех участников образовательного процесса. Задачи – выявление причин, запускающих отклоняющееся поведение; создание модели профилактики негативных проявлений в молодежной среде техникума на  уровне общей и первичной профилактики; мотивация педагогического коллектива на реализацию модели профилактики, осознание роли и ответственности каждого в профилактической работе.

В 2019 г. педагогом-психологом проведен семинар-практикум «Проектирование деятельности куратора по профилактике негативных проявлений среди студентов». В результате часть кураторов разработали и внедряют в своей воспитательной деятельности  проекты по сплочению своей группы. Педагогом-психологом осуществляется психологическое сопровождение разработки и реализации этих проектов. Например, «Развитие умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать поддержку в группе 134-ТО-21», «Сплочение группы 141-КЭП-19».

Во внеурочной деятельности техникума используются техники, также способствующие сплочению первокурсников. Так во время проведения дней здоровья  в соревнованиях между группами используются задания, способствующие сплочению групп.

4.4  Ожидаемые результаты практики

  • Положительный эмоциональный фон во время учебного процесса;
  • умение работать в команде;
  • повышение учебной мотивации;
  • снижение количества пропусков занятий без уважительной причины;
  • сохранение психологического здоровья студентов и преподавателей;
  • снижение риска суицидального и агрессивного поведения студентов, риска употребления ими  психоактивных веществ.

 4.5  С какими проблемами пришлось столкнуться при реализации практики?

 Отсутствие специального оборудованного кабинета для проведения тренингов из-за дефицита учебных кабинетов в техникуме.