Школа начинающего преподавателя
31 января 2019 года состоялось очередное заседание «Школы начинающего преподавателя» на тему «Современные технологии активного обучения». Эта тема актуальна в системе образования уже многие годы. Своим опытом и профессионализмом, а также новинками участия в современных образовательных проектах в краевой системе образования поделились Бешкарева Вера Владимировна, председатель ЦК ООД и преподаватель русского языка и литературы, Прокопьева Светлана Васильевна, преподаватель математики и Черешкевич Ольга Валериевна, преподаватель математики, методист.
Как говорил Карл Гросс, теоретик и практик игровой школы Монтессори, «Методы активного обучения приближают учебный процесс к профессиональной деятельности», что очень актуально для учебных заведений среднего профессионального образования, так как именно мы готовим студентов к профессиональной деятельности.
Современная молодежь любит ярко позиционировать себя, выражать свое мнение. И потому, сегодня преподаватель-лектор, работающий по старым стандартам, который держит дистанцию со студентами, роль которого сводится, чтобы начитать учебный материал и проверить, насколько точно выучили обучающиеся, просто обязан стать преподавателем-наставником: одновременно и играющим тренером, и судьей, который мотивирует обучающихся к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включения в работу каждого.
Рассмотрев разнообразие современных активных технологий обучения, формы организации занятий, приемы, имитационные и не имитационные методы обучения, которые позволят сделать учебный процесс гораздо интереснее как для ребят, так и для преподавателей, создавая тем самым копилку идей, базу для дальнейшей интересной и продуктивной работы.
Ольга Валериевна, являясь преподавателем технической науки математики, которая хоть «Ум в порядок приводит!», но интересна далеко не всем и сложна для понимания. За годы работы в образовании перепробовала разные формы и приемы на занятиях, стремилась развернуть ребят к себе, показать им математику иной наукой - интересной и продуктивной, а не сухой и скучной. В поиске активных методов и приемов обучения использовала на уроках Элементы проблемного обучения, Поисковые методы, Эвристические беседы, Проектные исследования. Решение проблемы поиска эффективных технологий повышения мотивации обучающихся к изучению дисциплины, нашла через модульно-рейтинговую технологию обучения, которая построена на оценке качества комплексной учебной работы студента и суммирования результатов различных видов контроля (учебной и внеучебной деятельности).
Стоит отметить, что особо актуальны в системе образования в последнее время Цифровые образовательные технологии. Цифровой образовательный ресурс - информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме. На сайте http://window.edu.ru можно найти Единое окно доступа к образовательным ресурсам, а на сайте http://school-collection.tdu.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
В 2016 году «Сосновоборский механико-технологический техникум» вступил в проект дистанционного обучения и практически весь педагогический состав прошел обучение на курсах повышения квалификации. Преподавателями были разработаны страницы курсов учебных дисциплин на сайте http://dosatehm.ru.
В 2018 году появилось свежее веяние Москвы и наш техникум вступил в проект Информационной системы электронного обучения на Платформе Академия. 27 человек прошли обучение работе в этой среде, двое преподавателей получили статус «тьютеров», трое – статус «разработчиков». Опытом работы в этих новинках поделилась Вера Владимировна и продемонстрировала коллегам разработанные материалы курса. Отметила выявленные достоинства и недостатки. ЦОР безусловно удобны для внеаудиторной работы студента: дома, в библиотеке и т.п., но не всегда возможны для использования во время аудиторных занятий.
Немного отступив от современной информатизации и компьютеризации процесса обучения, мы вернулись в ежедневную реальность аудиторных занятий. Светлана Васильевна поделилась с начинающими педагогами своими находками организации занятий с использованием игровых форм и других приемов активного обучения. Продемонстрировала красоту математики через науку «Нумерологию» и использование ее материалов при изучении темы «Теория вероятностей» в форме игры, неординарные приемы и подборки задач профессиональной направленности.
Заседание прошло в теплой дружеской атмосфере и, надеемся, что материалы были полезны, доступны для понимания и воплощения в реальность!
Методист Черешкевич О.В.